Нравственность и здоровье

Тема урока: Нравственность и здоровье. Инфекции, передающиеся половым путём.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о значении семьи в жизни человека, о тесной взаимосвязи нравственности и здоровья, о болезнях, передающихся половым путём и способах их профилактики.
Задачи:
обучающие:
получение новых знаний
- о взаимосвязи нравственности и физического здоровья человека ( раскрытие понятий «семья» и «нравственность»);
- о факторах, оказывающих влияние на гармонию личности и семейных отношений;
- об ИППП (их характеристика, способы передачи, профилактика, ответственность за заражение)
развивающие:
развитие
- навыков работы с информацией,
- навыков проектной деятельности,
- навыков индивидуальной работы и работы в группе,
- научного и творческого мышления,
- умения высказывать свои суждения, аргументировать ответы.
воспитательные:
воспитание таких нравственных качеств личности, как ответственность, внимательность, самоконтроль, умение анализировать и оценивать свои поступки с точки зрения нравственности и морали, уважительное отношение к традиционным семейным ценностям, формирование правильных взаимоотношений полов.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
ИКТ, здоровьесберегающая, технология проектной деятельности, метод фронтального опроса.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, материалы для создания групповых проектов (бумага А4, ножницы, клей, фломастеры, заготовки из журналов и газет), рабочие тетради.
Презентация к уроку (скачать)
Опережающее задание:
1. Один из учащихся получает задание подготовить краткую презентацию об инфекционных заболеваниях, передающихся половым путём.
2. Все учащиеся класса разбиваются на группы и делают заготовки для информационного проекта на заданные темы: «Нравственность и здоровье» , «Инфекции, передаваемые половым путём», «Традиционные семейные ценности».

СЦЕНАРИЙ УРОКА
Слайд 1.
Учитель. Перед вами – эпиграф нашего урока: «Болезнь — это защитная реакция от нездорового образа мыслей и нездорового образа жизни». Эта фраза, сказанная российским футболистом Александром Минченковым, стала крылатой. Как вы понимаете это высказывание, в чём его смысл?
Ответы.
Учитель. Верно. Следствием нашего «нездорового», т.е. безнравственного образа мыслей и нездорового образа жизни являются болезни. В этом высказывании сконцентрирована тема нашего урока (щелчок мышкой), запишите: «Нравственность и здоровье. Болезни, передаваемые половым путём». Скажите, актуальна ли эта тема для вас? Почему?
Ответы.
Учитель. Вы стоите на пороге взрослой жизни. Через полгода окончите школу, и вскоре вам предстоит создавать свои семьи. Каково же значение семьи в жизни человека?
Слайд 2.
Посмотрите внимательно на экран. Вы видите 4 фотографии. Выберите самую правильную, на ваш взгляд, семью. И обоснуйте свой выбор.
Ответы. № 3. Эта семья соответствует традиционным российским ценностям: мама и папа разных полов, много детей.
Учитель. Почему вы не выбрали остальные фотографии?
Ответ. № 1 - нет детей, № 2 - мать – одиночка, № 4 - однополый брак.
Учитель. Эти семьи не соответствуют традиционным ценностям российской семьи. Какой из этих вариантов вам кажется самым неприемлемым?
Ответы. 
Учитель. В системе здорового образа жизни молодежи ведущее место занимает правильное взаимоотношение полов, выбор партнера противоположного пола и создание семьи. Именно в семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье.
Слайд 3. 
Давайте запишем определение семьи. Семья - это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы.
По словам А.С. Пушкина «Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным».
Учитель. Одной из основных функций семьи является воспроизводство. Важной социальной демографической группой населения является молодая семья - это супруги в возрасте 24 - 25 лет, состоящие в браке не более 5 лет.
Прежде чем вступить в брак, молодые люди должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. Нет в жизни таких трудностей, которые нельзя преодолеть ради любимого человека, а чтобы эти трудности не заслонили великое чувство любви, к ним надо быть готовым. Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем.
Давайте посмотрим небольшой видео-сюжет

Профилактический ролик https://www.youtube.com/watch?v=zmXrceyKh0Q

Учитель. Сколько лет девушке? Почему это с ней случилось?
Ответы. Она пила, курила, принимала наркотики, рано начала вести половой образ жизни.
Учитель. Она вступила на путь безнравственной жизни. Мы подошли вплотную к понятию «нравственность». Попробуйте сами дать определение нравственности, что это такое?
Ответы. 

Слайд 4
Учитель. Существуют разные определения нравственности, но все они сводятся к тому, что нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами. Запишите, пожалуйста.
Учащиеся делают запись в тетрадь
Учитель. Какой вывод можно сделать после просмотра этого видео-сюжета?
Ответы. 

Учитель. Пренебрежение нравственными нормами приводит к пагубным, а порой и трагическим последствиям. Как вы думаете, будет ли семья у этой девушки?

Ответы. Нет
Учитель. Почему?
Ответы. Она понимает, что заражена, и что этот вирус она передаст мужу и детям.
Учитель. Возникает вопрос об ответственности. Юноши и девушки, ведущие безнравственный образ жизни, должны помнить о трёх видах ответственности: перед самим собой, перед своим партнером и перед возможным потомством.
Как вы считаете, если у девушки появится молодой человек, с которым она захочет создать семью, должна ли она сообщить ему о своём заболевании?
Ответы. Да.
Слайд 5.
Учитель. Обязательно должна. По статье 121 УК РФ за заведомое постановление другого лица в опасность заражения предусматривается наказание в виде лишения свободы до 5 лет. 
Какие же существуют заболевания, передаваемые половым путём? Об этом подготовил небольшую презентацию Коробов Вадим.
Слайды 6 и 7
   

Информация о ИППП, подготовленная ребёнком (группы, заболевания, способы передачи)

Учитель. Как вы видите, заболеваний, передаваемых половым путём очень много, на уроке мы не будем останавливаться на них подробно, вы изучите их самостоятельно. Уходя с урока, возьмёте билеты с названием заболевания, найдёте о нём информацию и законспектируете в тетрадь. Это будет ваше домашнее задание.
Ребята, как вы думаете, какое из этих заболеваний самое опасное?
Ответ. СПИД.
Учитель. Вы правы, СПИД называют «чумой XX века».

Ролик об истории СПИДа «ВИЧ-инфекция: история борьбы за право на жизнь»

Учитель. «Мы должны остановить СПИД», так заканчивает автор свой ролик. Как мы можем это сделать?
Ответы. Соблюдать правил личной гигиены, вести здоровый и нравственный образ жизни.
Слайд 8
Учитель. Существует три главных способа профилактики: 1. Самый надежный способ уберечься от БППП - это полное воздержание от беспорядочных половых связей. 2. Чтобы предотвратить заражение при контакте сексуальных партнеров необходимо пользоваться средствами контрацепции и соблюдать правила личной гигиены. 3. Совершенствование своей нравственной культуры.
И, конечно, важное значение имеет пропаганда здорового образа жизни и нравственного поведения. На прошлом уроке вы разделились на группы и получили темы, вам было дано задание придумать слоган и сделать заготовки агитационных листовок. Сейчас, пожалуйста, пересядьте по группам и приступайте к выполнению проектов. По мере готовности представителей каждой группы прошу выходить к доске с готовой листовкой.

Учащиеся выполняют мини-проекты (10 минут).
Представители групп выстраиваются у доски и защищают свои проекты: озвучивают тему, слоган, кратко описывают идею листовки, прикрепляют её к заранее заготовленному ватману и садятся на места.
Слайд 9.
Учитель. Спасибо всем за работу. У вас получились отличные листовки и замечательный коллективный проект – наша газета, которую 1 декабря мы повесим в школе. Вы должны знать, что ежегодно, начиная с 1988 года, 1 декабря во всех странах отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. И мы с вами 1 декабря проведём в школе акцию «Остановим СПИД», с этими листовками вы пройдёте по классам. Это и будет ваш посильный вклад в дело борьбы с «чумой XX века».

РЕФЛЕКСИЯ:
· Понравился ли урок?
· Имеет ли урок практическую значимость для жизни?
· Какие нравственные ценности вынесли с урока?
Скачать разработку

Комментариев нет:

Отправить комментарий